АВТОМАЛЯР


Наш город НИКОЛАЕВ - "Город корабелов"!

Основание города и его жизнь по сегодняшний день!



Биографии городов во многом сходны с судьбами людей. Рождаются, получают имена, растут, обретают профессию…Николаев вначале получил профессию, а затем уже имя и статус города. Наш город живет и трудится на прекрасной благодатной земле юга Украины. Здесь знойная степь встречается с морем. Причерноморская степь помнит киммерийских всадников и бородатых скифов. По сей день бурные короткие летние ливни вымывают из здешней плодородной земли осколки греческих амфор, почерневшие монетки различных времен и государств, глиняные турецкие и казацкие трубки. С первых столетий нашей эры эти места постепенно заселяли славянские племена, а с конца Х столетия территория, где расположен нынешний Николаев, вошла в состав Киевской Руси. По Днепро-Бугскому лиману лежал торговый путь "из варяг в греки", шли груженые медом, воском , янтарем, мехами ладьи русичей в дальние страны. Многие чужеземцы посягали на прибугский край. Более двух веков исконно славянские земли находились под двойным гнетом - татар и монголов. И именно здесь, на южном порубежье, встали на защиту родной земли отважные рыцари свободы - запорожские казаки, грудью заслонив Украину от турецкого и татарского оружия.
В течение долгих лет Российское государство вело затяжную войну с Турцией и ее вассалами за право выхода к Черному морю. В 1787 г. после победы в Крыму, разбив неприятеля за Бугом князь Г.А.Потемкин осадил крепость Очаков. Осада затянулась, для победы нужен был современный морской флот, превосходящий по своей мощи турецкий. Одна Херсонская верфь не в состоянии была справиться со стратегической задачей по ускоренному оснащению флота.Тогда по указанию Г.А.Потемкина его правая рука бригадир М.Л.Фалеев нашел место для новой верфи при устье реки Ингул. Осмотрев это место Г.А.Потемкин пришел в восхищение, у него возник проект создания именно здесь грандиозного адмиралтейства с мастерскими, фабриками и заводами - колыбели будущего русского Черноморского флота. Так еще до рождения наш город получил профессию. По велению князя Г.А.Потемкина на выбранном месте в 1788 г. и была заложена новая верфь, которая в начале называлась по-разному: Ингульской, Усть-Ингул, Верфь на Ингуле. Вокруг верфи быстро рос городок, пока безымянный. Имя поселению - НИКОЛАЕВ - было дано Г.А.Потемкиным 27 августа 1789 г. в память о взятии русскими войсками турецкой крепости Очаков в день христианского праздника Святителя Николая Мирликийского - покровителя моряков 6 декабря 1788 г, а в октябре 1790 г. состоялось утверждение Николаева как города русским правительством. Честно говоря, на этот момент в новорожденном городе по документам было только 26 дворов и жителей: 105 мужчин и 42 женщины. Однако уже через 2 года в 1792 году в городе уже была 1 церковь, 100 казарм, 13 магазинов, 158 каменных домов, 61 землянка, 209 мазанок, 149 лавок и 1566 жителей и 1734 временных рабочих. Первопоселенцами города были рекруты из крепостных крестьян, в основном из северных губерний.
Меньше, чем через год после основания верфи на ней уже ремонтировали парусные корабли и гребные суда, а в декабре 1789 г. еще недостроенная, она была готова к строительству больших судов. Первый корабль - 44-пушечный фрегат "Святой Николай" был заложен на верфи 5 января 1790г. и спущен на воду 25 августа того же года. Работала молодая верфь, рос и строился новый город. К западу от верфи росли гражданские поселения, к востоку - военные. С первых лет своего существования город застраивался по плану. Первоначально этими работами руководил инженер И.И.Князев, но уже в начале 1790 г. известным русским архитектором И.Е.Старовым был составлен генеральный план города. Им также были разработаны проекты ряда административных, культовых , дворцовых и торговых зданий. Сегодняшние ровные как стрела улицы, четкие квадраты кварталов в старом центре города - воплощение того старинного плана. В ноябре 1791 г. на верфи заложили самый крупный на Черноморском флоте 90-пушечный корабль "Святой Павел", спущенный на воду а августе 1794 г. "Святой Павел" как лучший корабль флота стал флагманским кораблем адмирала Ф.Ф.Ушакова. Прославленный адмирал держал на нем свой флаг на протяжении всей Средиземноморской компании 1798-1802 годов.
Ф.Ф.Ушаков неоднократно бывал в Николаеве на верфи и в своем рапорте Г.А. Потемкину дал высокую оценку работе николаевским корабелам. В знак благодарности городу корабелов дел мастерам Ф.Ф.Ушаков передал из Севастополя первые саженцы белой акации и кустарников для украшения молодого города. В 1794 году из Херсона в Николаев было переведено Черноморское адмиралтейское управление. На многие годы Николаев становиться базой судостроения на юге. Здесь поселяются и корабелы, и моряки, и строители. Наш город провожал в плавания выдающихся флотоводцев Ф.Ф.Ушакова, П.С.Нахимова, В.А.Корнилова, Ф.Ф.Беллинсгаузена, Г.И.Бутакова, М.П.Лазарева, А.С.Грейга. В биографии молодого города нашли отражение многие исторические события. Яркой страницей в историю города вошли события, связанные с Отечественной войной 1812 г. Массовый героизм народа в борьбе с наполеоновскими полчищами нашел широкий патриотический отклик у николаевцев. В 1812 г. из матросов Николаева и Севастополя был сформирован 75-й корабельный экипаж. Высадившись в устье Дуная, экипаж влился в армию Чичагова, участвовал во многих боях и взятии Парижа. Активное участие в войне принимали также эксадрон, сформированный из местных жителей, и Бугское казачество.
Во время Крымской войны Николаев стал главной тыловой базой Черноморского флота. Николаевское Адмиралтейство обеспечивало флот и армию необходимым вооружением. Кроме того в Николаеве было сформировано и отправлено в Крым четыре экипажа (до 4000 человек) из мастеровых, которые героически сражались во время обороны Севастополя. Казармы, школы и даже частные дома оборудовались под госпитали для раненых, эвакуировавшихся сюда из Севастополя. Чтобы предупредить возможное вторжение в Николаев вражеских кораблей и войск, на дальних и ближних подступах к городу силами солдат и мирного населения возводились укрепления, было установлено 160 пушек. Когда русскими войсками был оставлен Севастополь, вражеские корабли сделали несколько отчаянных попыток прорваться в Николаев, но каждый раз получали решительный отпор. К столетию города его население уже выросло до 70 тысяч. В основном это были мастеровые верфей, ремесленники. Корабелы чаще всего селились на улицах с соответствующими их профессиям названиями - Кузнечная, Котельная, Конопатная, Инженерная…А морские чины и другой служивый люд - на улицах Адмиральской, Артиллерийской, Большой Морской, Малой Морской, Наваринской. Шли годы, парусный флот устаревал, ему на смену пришли суда с паровыми двигателями. В Николаеве стали строиться новые верфи, возводились промышленные предприятия. В 1895-1897 г.г. в Николаеве возникают судостроительный и механический заводы, которые в 1907г. слились в один - "Наваль". В 1911г. на базе Адмиралтейства был создан завод Российского судостроительного товарищества "Россуд". К крупным промышленным предприятиям дореволюционного Николаева следует также отнести завод сельскохозяйственных машин братьев Донских, чугунолитейный завод Петриковского, паровые мельницы. В 1962 году были открыты морской торговый порт, таможня, иностранные консульства, разрешен вход иностранным кораблям. Порт интенсивно рос и вскоре по грузообороту стал третьим по значению после Петербурга и Одессы. В 1873 г. было открыто железнодорожное сообщение между Николаевым и Харьковым. А в 1907 г. между Николаевым и Херсоном. В городе появились первые конки.
В конце XIX - начале XX столетия значительно оживилась культурная жизнь города. В 1865 г. начала выходить газета "Николаевский вестник", организуется общество морских врачей, городское собрание, отделение Русского технического общества и общество николаевский лоцманов, утверждаются мужская и женская гимназии. В 1881 г. был построен театр на 900 мест, в 1892 г. открыта музыкальная школа, а в 1914 г. - художественный музей. На рейде только что открытого яхт-клуба проходили гонки парусных спортивных судов. Под звуки духового оркестра отчаливали небольшие пассажирские пароходы. Шумели балы в офицерских собраниях… Бури истории не щадили Николаев. В 15 июня 1902 г. покинул гавань, где он родился вошедший в историю как символ революционной борьбы один из самых мощных кораблей Черноморского флота броненосец "Князь Потемкин Таврический", построенный руками николаевских корабелов. В сборке судна участвовали матросы, будущие участники восстания. Когда 14 июля 1905 г. мятежный броненосец поднял мятеж, рабочие Николаева поддержали восставших моряков массовыми стачками. В октябрьские дни 1917 г. Николаев называли "Красным Питером Украины" - так высок был здесь накал борьбы. Первая мировая война, революции, австро-венгерская оккупация, кровопролитная гражданская война…все это пережил наш город. В 1920 году здесь утвердилась советская власть. После гражданской войны в условиях холода, голода, разрухи николаевцыы тяжело поднимали из руин заводы и фабрики. За годы довоенных пятилеток город вырос в промышленный центр с сорока предприятиями союзного и республиканского значения, не считая стони предприятий местного значения. Эти предприятия производили более 1000 видов продукции.
В предвоенные годы в Николаеве много внимания уделялось жилищному строительству, развитию транспорта, водоснабжения, благоустройству улиц, парков и скверов. В городе работали русский драматический театр и театр юного зрителя, оркестр народных инструментов и хоровая капелла. В городе издавались две газеты "Бiльшовицький шлях" и "Южная правда". В первые же дни Великой Отечественной войны Николаев подвергся вражеским бомбардировкам. Тысячи местных жителей шли на фронт и вступали в народное ополчение. Из жителей города-добровольцев было создано и отправлено на фронт 33 истребительных батальона. В сложных условиях военного времени началась эвакуация промышленных предприятий. Десятки тысяч николаевцев - квалифицированных специалистов вместе с оборудованием своих предприятий были эвакуированы в глубокий тыл (Туапсе, Поти, Астрахань, Поволжье, Урал и Сибирь) и быстро наладили выпуск продукции для фронта. 16 август 1941 г. гитлеровские войска вошли в Николаев. Почти три года наш город был оккупирован захватчиками. Но ни один корабль не сошел за это время с николаевских стапелей. Героически боролись с врагом подпольщики, диверсионные и разведывательные отряды. Весной 1944 г. начались ожесточенные бои за освобождение Николаева. Гитлеровские войска получили приказ любой ценой удержать линию обороны по Южному Бугу, но 28 марта в результате решительного штурма и обходного маневра с флангов войска III Украинского фронта овладели городом. Отступая фашисты хотели взорвать порт и элеватор. Помешать этому, отвлечь на себя часть вражеских войск - такое задание получил отряд старшего лейтенанта К.Ф.Ольшанского. Под покровом ночи отряд занял оборону у элеватора. Утром фашисты обнаружили десант и завязался неравный бой. Отряд задачу выполнил, большинство моряков-десантников пало смертью храбрых, но город был спасен от полного разорения. Впервые в истории Великой Отечественной все 68 участников одной операции были удостоены звания Героя Советского Союза.
Еще дымились подорванные и подожженные фашистами предприятия и улицы Николаева, а люди уже брались за его восстановление. Тысячи эвакуированных возвращались в родные места. За годы оккупации и отступления немецко-фашистские захватчики полностью уничтожили промышленность города, превратили в развалины социально-культурные учреждение, разрушили множество жилых домов. В восстановлении хозяйства области и города помогала вся страна и уже к концу четвертой пятилетки, то есть всего через пять лет после окончания войны промышленность города достигла довоенного уровня, и начали уходить в далекие плавания николаевские суда. Сегодняшний Николаев - по-прежнему город корабелов, столица украинского судостроения. Усилиями трех гигантов - Черноморского судостроительного завода, завода им.61 Коммунара и завода "Океан" были построены крупнейшие в мире китобазы "Советская Украина" и "Советская Россия", уникальное научно-исследовательское судно "Академик Королев", сухогрузы и рефрижераторы, крейсеры и эсминцы, рудовозы и океанские суперлайнеры. Последней вершиной, гордостью николаевский корабелов были советские авианосцы "Киев", "Минск", "Новороссийск", "Баку", самый мощный корабль для ФМФ России - тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Кузнецов". После распада Советского Союза и обретения Украиной государственной независимости наш город столкнулся с трудностями преодоления кризиса экономики города, вызванного ее монопрофильностью, базирующейся только на судостроении. Город настойчиво ищет и находит пути своего возрождения в новых делах, профессиях и развивающемся предпринимательстве. Судостроение - традиционно ведущая отрасль нашей промышленности - до 50% объемов продукции украинского судостроения обеспечивают предприятия Николаева. Кроме того, Николаев производит 90% газовых турбин, которые выпускает НПО "Машпроект" и ПО "Заря", а также обеспечивает добычу 80% объемов глинозема - сырья для производства алюминия, выпускаемого Николаевским глиноземным заводом. Славятся в Украине и за ее пределами продукция николаевских пивоваров (АО
"Янтарь"), швейников (АО "Эвис"), трикотажников (АО "Аура"), молочников ("Бенье-Украина") и мороженщиков ("Фрост").
Николаев - крупный железнодорожный узел, здесь расположены три морских и речной порты, один из крупнейших на юге Украины международный аэропорт. Сегодня в городе более пятидесяти школ, Украинский морской технический Университет и сельскохозяйственная академия, университет им. Петра Могилы, педагогический университет, филиалы крупнейших вузов Украины и СНГ, сеть других учебных заведений. В городе работают три театра, музеи. Возрождается и архитектура города, реставрируются старинные здания центра, появляются новые, отстраиваются соборы и церкви, растут торговые и спортивные комплексы, предприятия бытовых услуг. Население Николаева вновь начинает осознавать себя городской общиной. Николаевцы возродили исторический герб и флаг города, разрабатывается Устав города. Николаев - очень красивый город, омываемый с трех сторон водами Ингула и Южного Буга. Одна из характерных примет солнечного Николаева - обилие зелени. Городу к лицу и ослепительно белый наряд акаций, и яркие гроздья сирени, праздничное цветение каштанов, пышная зелень кленов, платанов, гигантских тополей, пышное цветение фруктовых садов. У нас много парков, скверов, бульваров, старейший на Украине зоопарк - гордость николаевцев и прекрасный детский городок "Сказка". Вступивший в третье столетие своей истории Николаев сегодня молод, он полон надежд и планов на будущее. Город настойчиво ищет пути выживания и возрождения в новых экономических и политических условиях, он верит в свою судьбу, и каждый день николаевцы, достойные своих предков, пишут продолжение его истории.


Создан 09 янв 2008



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
html counterсчетчик посетителей сайта
Rambler's Top100
website clock информер времени
Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах!